BUMER939

Вспомним детство и юность.... ( посвещено Ikarus )

В теме 17 сообщений

Ikarus (Ика́рус, хотя в венгерской транскрипции правильно Икаруш) — в 1970-80-е годы крупнейшая в Европе, а ныне почти разрушеная частная автобусостроительная компания, основанная в 1895 году в качестве кузнечно-каретной мастерской в Будапеште. Предприятие вышло на принципиально новый уровень в конце 1960-х годов с введением в строй завода в Секешфехерваре годовой мощностью 15 тыс. автобусов, построенном специально для производства моделей 200-й серии. В рамках торговых соглашений автобусы поступали в страны СССР,  СЭВ, Алжир, Мозамбик, Танзанию и другие страны Африки, специальные модели производились для ФРГ и скандинавских стран. 

Мой отец с 1968 года ремонтировал эти автобусы, имеет около 100 патентов по модернизации узлов и агрегатов IKARUS, RABA / MAN, я пять лет ( после армии) отработал с этими машинами под его началом -- как жаль что всё РАЗВАЛЕНО !!!  Ни дай бог такого BMW  - хотя в этом мире всё возможно .....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

В школе когда учился, сосед работал на кишке №30 на ПАТП шо на Уральской/Л.Чайкиной, ух мы там полазили по автобусам и сверху и снизу)))) А зимой цеплялись за бампер на корточках по гололеду и он наз ночью катал вокруг КМР))) У Сереги тогда туфли стерлись до носков))) А как мы в них набивались, чтобы утром попасть на родной завод....)

46012.thumb.jpg.7df5d86c4ef5f2a15946e291

Изменено пользователем ale2005
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Санёк чё не спится то????     Ну не такие рухляти у них были !!!

Так твоего соседа я по ходу знаю !!!  Я тада в Технарь - КТЭП,  ездил с ним с КМР, а с 92 по 97 работал там - а отец до сих пор на Уральской и Лизы !!! - правда всё разворовано !!! ::'(::>:o::>:o: - .ЛЯДИ !!!

А сюда ты чёт совсем не загляд - я устал отдуваться :

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
5 минут назад, BUMER939 сказал:

Санёк чё не спится то????     Ну не такие рухляти у них были !!!

Так твоего соседа я по ходу знаю !!!  Я тада в Технарь - КТЭП,  ездил с ним с КМР, а с 92 по 97 работал там - а отец до сих пор на Уральской и Лизы !!! - правда всё разворовано !!! ::'(::>:o::>:o: - .ЛЯДИ !!!

А сюда ты чёт совсем не загляд - я устал отдуваться :

 

 

Я на работе, вот и не спицо)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
Только что, ale2005 сказал:

Я на работе, вот и не спицо)))

А я тока сменился со смены (1\3) - тож пока не охота спать....

Так ты на КМР жил ???

А "30" - Серёга (бригадир) с Саней - афганец (он щас ФК "Краснодар" возит)

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
28 минуты назад, BUMER939 сказал:

А я тока сменился со смены (1\3) - тож пока не охота спать....

Так ты на КМР жил ???

А "30" - Серёга (бригадир) с Саней - афганец (он щас ФК "Краснодар" возит)

я с Шанхая) На КМР тусили постоянно. На 30ке Саня Радимон ездил, щас хз чем занемаецо.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Ну походу Они - у них "Последний из Могикан" Был - сиденья в два ряда по всему салону _ Я ставил !!!      

И Кубрик отодвигал по половинку передней двери ! А исчё Мы Им коробку от Межгорода поставили - там 6-я повышенная в отличии от "города" -прямой - 120 км\час как с куста идёт -- Они на Море в сезон возили !!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Здец вы старые)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
7 минут назад, Gilgo сказал:

Здец вы старые)))

Мы СуперSTARые!!)))

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 06.02.2016 at 10:46, ale2005 сказал:

А зимой цеплялись за бампер на корточках по гололеду

Той же фигней в детстве страдали, а потом родители удивлялись что же случилось с сапогами за два месяца

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 06.02.2016 at 12:40, ale2005 сказал:

Мы СуперSTARые!!)))

Не стареют Душой !!!!

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

 

 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
 

Описание модели Икарус 260.50 (260.50, 280.64, 260.51)

Автобус IKARUS-260.50 4x2.2Городской автобус большого класса. Выпускался фирмой "IKARUS (Венгрия), закупается с 1989г. Кузов — вагонного типа, несущей конструкции, 3-дверный — три 4-створчатых пассажирских двери складывающегося типа. Планировка сидений 3-рядная. Двигатель расположен под полом в пределах базы. Сиденье водителя регулируется по высоте, длине, массе и наклону подушки и спинки. Система отопления — жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя, и воздушная от независимого отопителя мод. SIROCCO-262.0 1.
 

Модификации IKARUC-260.50: IKARUS-260.51 — пригородный, отличается наличием 4-рядной планировки (число мест для сидения — 38) и Двумя 2-створчатыми дверями; IKARUS-260.52 — городской для горных районов, оборудованный двигателем RABA-MAN D2 1 56 HM6UTc турбонаддувом мощностью 220 л.с. Ранее закупались следующие модификации автобуса IKARUS-260.50: IKARUS-260.27 — пригородный; IKARUS-260.36 — городской для горных районов; IKARUS-260.37 — городской автобус с Двигателем мощностью 220 л.с. и ГМП "Львов-3". Эти модификации в отличии от поставляемых в настоящее время автобусов имеют перегородку кабины (с дверью в салон), сопряженную с передней правой стойкой кузова.

Автобус Икарус-260 выпускается с 1973 года.

Вместимость: 
число мест для сидения: 22 
номинальная: 75 
предельная: 107 
Число служебных мест: 1 

Снаряженная масса, кг: 9000 
В том числе: 
на переднюю ось, кг: 4080 
на заднюю ось, кг: 4920 

Полная масса при номинальной вместимости, кг: 14175 
В том числе: 
на переднюю ось, кг: 5385 
на заднюю ось, кг: 8790 

Полная масса при предельной вместимости, кг: 15380 
В том числе: 
на переднюю ось, кг: 5770 
на заднюю ось, кг: 9610 

Максимальная скорость, км/ч: 67 
Время разгона до 60 км/ч, с: 41,7 
Макс, преодолеваемый подъем, %: 25 
Выбег с 50 км/ч, м: 877 
Тормозной путь с 60 км/ч, м: 31,8 
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км: 27,1 

Радиус поворота: 
по внешнему колесу, м: 8,95 
габаритный, м: 10,75 

Двигатель 
Модификация RABA-MAN D2156 HM6U, дизель, рядный, 6-цил., 121x150 мм, 10,35 л 
степень сжатия: 17 
порядок работы: 1-5-3-6-2-4 
мощность при 2100 об/мин: 142 кВт (192 л.с.) 
крутящий момент при 1300 об/мин: 697 Н·м (71 кгс·м) 
ТНВД — рядный 
подкачивающий насос — поршневой 
регулятор частоты вращения — двухрежимный 
воздушный фильтр — сухой, со сменным бумажным элементом и индикатором засоренности. 

Трансмиссия 
Сцепление — одподисковое 
привод выключения — гидравлический, с пневматическим усилителем 
Коробка передач 6-ступ. 
синхронизаторы на всех передачах переднего хода 
передаточные числа: I — 7,03; II — 4,09; III — 2,70; IV — l,88; V — l,35; VI — 1,00; ЗХ — 6,48 
Карданная передача — один вал 
Главная передача — двойная разнесенная (коническая и планетарная) 
передаточное число — 6,194. 

Колеса и шины 
Колеса — бездисковые, ободья "TRILEX" 8,0-20, крепление на 6 шпильках 
Шины 11.00R20 (300R508), НС — 16, рисунок протектора — дорожный 
давление в шинах, кгс/см: передних — 7,0, задних — 6,75 (у IKARUS-263.00 — передних и задних — 7,25) 
Число колес: 6+1 
Место крепления запасного колеса на IKARUS-260.50 не предусмотрено. 

Подвеска 
Зависимая, передняя — на двух пневмобаллонах, две продольных реактивных штанги, два амортизатора 
задняя — на четырех пневмобаллонах, две продольных и две А-образных реактивных штанги, четыре амортизатора. 

Тормоза 
Рабочая тормозная система — двухконтурная, с пневмоприводом, барабанными механизмами (диаметр 420 мм, ширина накладок: передних — 140, задних — 180 мм), разжим — кулачковый 
Стояночный тормоз — на механизмы задних колес с пружинными энергоаккумуляторами, привод — пневматический. 
Запасной тормоз совмещен со стояночным 
Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с электропневматическим приводом. 
Давление в пневмоприводе тормозов — 6,2-7,35 кгс/см. 
Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата. 

Рулевое управление 
CSEPEL-BENDBERICA мод С-500.02. 
Рулевой механизм — вину с шариковой гайкой и сектор, гидроусилитель, 
передаточное число — 21,0, 
номинальное давление в усилителе, кгс/см — 130. 
Люфт рулевого колеса при работающем усилителе — до 10°. 

Электрооборудование 
Напряжение, В — 24, 
аккумуляторная батарея — 182 А&midч (2 шт.), 
генератор — AVFVG 901 75А, 28 В, 
стартер — AVF IM 522 5,4 кВт. 

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы 
Топливный бак — 260 л, дизельное топливо; 
система охлаждения — 60 л, вода или охлаждающая жидкость; 
система смазки двигателя — 22 л, летом М-1 10 (к), зимой М-8Г (к); 
картер рулевого механизма с гидроусилителем — 6 л, всесезонно масло марки Р; 
коробка передач — 13 л, всесезонно ТАД-17И; 
картер ведущего моста — 14 л, ТАД-17И; 
амортизаторы — 6x0,8 л, жидкость АЖ-12Т; 
бачок омывателя ветрового стекла — 2,5 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой; 
предохранитель от замерзания тормозной системы — 0,5 л, технический спирт. 

Масса агрегатов, кг 
Двигатель с оборудованием и сцеплением — 965 
коробка передач — 260 
карданный вал — 26 
передний мост — 465 
задний мост — 725 
кузов — 5000 
колесо в сборе с шиной — 100 
радиатор — 56.
razmer.jpg
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А такие раритеты я не застал - одни детские воспоминания:

55 Lux

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Основана в 1895 году Имре Ури в Пеште, Венгрия, как каретная мастерская. В 1920-х годах началось производство автобусных кузовов. В 1933 году дело переходит к сыновьям, фирма получает название ТОО «Братья Ури». В 1939 году собран 1000-й автобус. Во время Второй мировой войны выпускала самолёты, ремонтировала автомобильную технику для вермахта (с 1945 года — для Советской Армии).

В 1947 году фирма национализирована и передана Центру тяжёлой промышленности. В 1948 году объединена с национализированным акционерным обществом «Икарус» (основано в 1916 году). В 1949 году на базе двух фирм создан завод «Икарус». В 1962 году к «Икарусу» присоединён Общий механический завод в Секешфехерваре. Летом 1984 года собран 200-тысячный автобус. Специализировался на производстве городских, междугородных и специальных автобусов. Большая часть продукции поступала на экспорт, в том числе в СССР (свыше 90 % экспорта). С ликвидацией СЭВ и распадом СССР оказался без основного рынка сбыта, из-за чего предприятие прекратило массовое производство автобусов и было разделено. Первым в начале 90-х был закрыт цех массовых серий в Будапеште, за ним был сокращен до минимума выпуск автобусов в Секешфехерваре, а предприятие EAG в Будапеште, бывшее наследником довоенной фирмы, вернулось к сборке автобусов только по индивидуальным заказам и на импортных шасси.

С 1999 года по 2006 входила в холдинг Irisbus. В 2003 году производство на предприятии в Секешфехерваре было окончательно прекращено. В 2007 году обанкротилось предприятие EAG, которое с тех пор неоднократно пытаются возродить.
 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А вот таких АКСАКАЛОВ помните ???

"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
 
 
"РАФ"/"ЕРАЗ" ЕрАЗ, авто, раф
 
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Совершим небольшое путешествие в прошлое — перенесёмся в 1953 год, в Будапешт, на восточную сторону Дуная, называемую Пештом. Здесь, в корпусах бывшей каретной мастерской братьев Ури, набирает обороты после национализации и объединения с "Акционерным обществом Икарус по производству автомобилей и самолётов" новый завод "Икарус". Кстати, по венгерски Ikarus произносится как "икаруш".

 

Логотип Ikarus — крылья Икара
Логотип Ikarus — крылья Икара

 

С конца 1920-х до начала войны в 1939 году предприятие уже успело выпустить чуть более 1000 автобусов (для сравнения — завод имени Сталина в Москве (впоследствии — ЗиЛ) изготовил всего за три предвоенных года 3250 экземпляров автобусов ЗиС-16). После войны определился вектор развития предприятия — производство городских, междугородных и специальных автобусов собственной конструкции. Первым послевоенным проектом стала разработка междугороднего лайнера повышенной комфортности для перевозки пассажиров на дальние расстояния.

Автобус, получивший наименование Ikarus 55, был впервые представлен публике в 1953 году. Можете себе представить, какое впечатление производил этот исполин на современников? Настоящая космическая ракета на колёсах! Стремительный силуэт, отсутствие фар головного света в привычном месте над бампером, "плавники" габаритных огней на крыше, сдвинутый максимально назад моторный отсек — всё в этой машине говорило о её внеземном происхождении.

 

Ikarus 55 первых выпусков
Ikarus 55 первых выпусков

 

 

Корма Ikarus 55 ранних лет выпуска
Корма Ikarus 55 ранних лет выпуска

 

 

Статья о новом автобусе в венгерском журнале
Статья о новом автобусе в венгерском журнале

 

В таком виде машины производились с 1954 по 1958 годы. Поставлялись они и в СССР:

 

Партия новых автобусов Ikarus 55 прибывает в Киев
Партия новых автобусов Ikarus 55 прибывает в Киев

 

 

Потрёпанный жизнью Ikarus 55 первых выпусков в Горьком
Потрёпанный жизнью Ikarus 55 первых выпусков в Горьком

 

С технической точки зрения всё было проще. Единственным двигателем, который мог обеспечить махине весом почти 13 тонн крейсерскую скорость для междугородних перевозок, был 4-тактный шестицилиндровый дизель Csepel D614 объёмом 8,3 литра мощностью 145 л.с. Он агрегатировался с 5-ступенчатой механической коробкой передач.

 

Силовая установка располагалась глубоко в корме автобуса, что позволило организовать удобный доступ к двигателю через распашные ворота
Силовая установка располагалась глубоко в корме автобуса, что позволило организовать удобный доступ к двигателю через распашные ворота

 

 

Рабочее место водителя. Характерные вытяжные монетки включения освещения, вентиляции и прочих устройств сохранились до самых последних лет выпуска модели.
Рабочее место водителя. Характерные вытяжные монетки включения освещения, вентиляции и прочих устройств сохранились до самых последних лет выпуска модели.

 

Существовало не менее 10 модификаций 55-го. Они различались расположением дверей (на машинах первых лет выпуска — единственная распашная дверь по центру, впоследствии производились модификации с единственной дверью спереди, либо спереди и сзади), планировка и отделка салона (были варианты салона с двухместными диванами и столиками между ними, на которых трогательно располагались светильники, а также модификации с раздельными креслами повышенной комфортности), с маршрутоуказателем или прожектором над ветровым стеклом.

В Советский Союз поставлялась модификация Lux, оснащённая двигателем повышенной мощности (170 л.с.), дополнительным местом для багажа возле задней стенки салона, а также тем самым "третьим глазом" — прожектором на крыше.

 

Ikarus 55 модификации Lux
Ikarus 55 модификации Lux

 

 

В салоне Ikarus 55, следующего по маршруту Ярославль-Рыбинск. Обратите внимание на внутрисалонные стрелочные часы, находившиеся над средней стойкой ветрового стекла
В салоне Ikarus 55, следующего по маршруту Ярославль-Рыбинск. Обратите внимание на внутрисалонные стрелочные часы, находившиеся над средней стойкой ветрового стекла

 

Постепенно, поддаваясь тенденции устранения излишеств, Ikarus 55 обретал более традиционные черты. Фары "переехали" на традиционное место над бампером, богатое верхнее оперение уступило место скромным габаритным огням, исчезли сферические окна в крыше, уменьшилось количество хрома во внешней декоративной отделке. Последние образцы Ikarus 55, выходившие с конвейера в начале 1970-х, внешне сильно отличались от первых машин этой модели.

 

Ikarus 55 последних лет выпуска
Ikarus 55 последних лет выпуска

 

Однако это не мешало "ракетам" по-прежнему эффектно смотреться на фоне прочих автобусов.

 

Ikarus 31, Ikarus 55 и много девушек хороших
Ikarus 31, Ikarus 55 и много девушек хороших

 

 

На автобусной станции в Венгрии в 1970-е в окружении более простых Икарусов
На автобусной станции в Венгрии в 1970-е в окружении более простых Икарусов

 

 

Икарусы в такой шикарной раскраске обслуживали пассажиров венгерской национальной авиакомпании Malev.
Икарусы в такой шикарной раскраске обслуживали пассажиров венгерской национальной авиакомпании Malev.

 

За 19 лет производства, с 1953 по 1972 год, завод в Будапеште произвёл около 9000 лайнеров Ikarus 55, из них около 3000 машин ушли на экспорт в Советский Союз.

До сегодняшнего дня в мире сохранилось не более 20 экземпляров Ikarus 55 различных модификаций. Наибольшее количество машин восстановлено на родине, в Венгрии. Несколько отреставрированных экземпляров находятся в Германии и Эстонии (эстонцы, надо сказать, большие специалисты в этом вопросе, накопившие немалый опыт реставрации), пара машин находится на Украине.

 

На слёте владельцев Ikarus 55 из Венгрии и Германии,  2001 год.
На слёте владельцев Ikarus 55 из Венгрии и Германии, 2001 год.

 

В России до недавнего момента было известно о двух сохранившихся экземплярах Ikarus 55. Один из них принадлежит Мосгортрансу и находится в Москве в 15-м автобусном парке, второй — в Санкт-Петербурге, в музейной коллекции СПб ГУП "Пассажиравтотранс" (летопись его реставрации мы ведём в бортжурнале "Сигара").

 

Московский Ikarus 55, фото с парада 2014 года
Московский Ikarus 55, фото с парада 2014 года

 

 

Сигара из Санкт-Петербурга. Фото с парада 2006 года, газета Авторевю
Сигара из Санкт-Петербурга. Фото с парада 2006 года, газета Авторевю

 

В конце октября был спасён третий экземпляр Ikarus 55 Lux, находившийся в Подмосковье. Машина получила имя Ту-55, поскольку всю жизнь работала, а потом стояла в забвении на авиапредприятии "Туполев". 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти



  • Сегодняшние дни рождения

    1. grek
      grek
      (27 лет)
    2. Makar
      Makar
      (31 год)
    3. SERёGA
      SERёGA
      (30 лет)
  • Предстоящие события

    Предстоящих событий не найдено